Еще в начале 2010‑х покупка новой машины в России не выглядела чем-то запредельным. Да, нужно было копить… как минимум, на первоначальный взнос (хотя все больше людей в том время доверяли личным накоплениям), но в целом логика соблюдалась: поработал, отложил, купил. Сегодня эта схема больше не работает. Новый автомобиль снова оказался за пределами возможностей для основной части населения.
Официальная статистика при этом рисует совсем другую картину. Росстат регулярно сообщает о росте зарплат, улучшении благосостояния и повышении уровня жизни. Но стоит попробовать перевести эти цифры в реальные покупки — и возникает ощущение, что статистика и реальность существуют в параллельных мирах.
Страна, которая зарабатывает на экспорте нефти, газа, металлов и других ресурсов, неожиданно оказалась в ситуации, когда собственные граждане всё чаще не могут позволить себе даже самую простую новую легковушку.
2013 год — один из последних, когда цифры сходились

Если рассматривать доступность автомобилей не в процентах и индексах, а в количестве зарплат, то самым удачным годом за последние полтора десятилетия был 2013‑й. На это неоднократно указывал глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
В тот период средняя зарплата по стране составляла около 29,8 тысячи рублей. Средневзвешенная цена нового автомобиля — 907 тысяч рублей. То есть на покупку машины требовалось примерно 30 месячных доходов. По нынешним меркам цифры выглядят почти нереалистично.
Не менее показательной была структура рынка. В 2013 году 82% всех проданных новых автомобилей составляли иномарки. Средняя цена таких машин была чуть выше миллиона рублей, а покупка автомобиля известного зарубежного бренда требовала порядка 34 зарплат. Для массового покупателя — вполне подъёмный уровень.
Что получилось в 2024 году
Прошло чуть больше десяти лет. По данным Росстата, средняя зарплата к концу 2024 года достигла 87 952 рублей. Формально — рост почти в три раза. Логично было бы ожидать, что и автомобили станут доступнее…но произошло обратное.
Сегодня для покупки новой иномарки (а в 2024 году они на 88% были китайского происхождения) требуется около 44 средних зарплат. Это почти в полтора раза больше, чем в 2013‑м. Причём расчёт ведётся по официальной статистике, которая для большинства работающих выглядит, мягко говоря, завышенной.
Если же опираться на реальные доходы, картина становится ещё жестче. Для многих семей новый автомобиль — это уже не 44 зарплаты, а 80-100. Фактически 7-8 лет накоплений без серьёзных расходов. Отсюда и другая цифра: более 90% автомобилей в 2023–2024 годах покупались в кредит, а средний срок автокредита превышал шесть лет.
Когда кредиты резко подорожали, рынок отреагировал мгновенно. Продажи просели, дилерские склады начали заполняться, а «разбогатевшее» по отчётам население внезапно оказалось без свободных денег.
Как это выглядит за границей
Для понимания масштаба проблемы достаточно сравнить российскую ситуацию с другими странами — без идеализации, но и без иллюзий.
США — 8 зарплат
В Соединённых Штатах самым популярным автомобилем 2024 года стал полноразмерный пикап Ford F‑250. За год американцы купили 765 тысяч таких машин.
В российском восприятии это большой и дорогой грузовик. В американском — обычный утилитарный транспорт. Цена начинается от 37 тысяч долларов.
При среднем доходе после налогов около 55 тысяч долларов в год (примерно 4600 долларов в месяц) такой автомобиль действительно укладывается в понятие «народного». Более простые модели стоят ещё дешевле и не требуют многолетних финансовых жертв.
Германия — 11 зарплат
В Германии лидером продаж в 2024 году снова стал Volkswagen Golf. Его выбрали более 100 тысяч покупателей. Базовая версия, которая сегодня уже включает достаточно богатое оснащение, стоит от 28 тысяч евро.
Средняя зарплата «на руки» — около 2700 евро. В итоге покупка Golf обходится примерно в десять-одиннадцать зарплат. Чаще всего используется автокредит, но при ставках 5-6% годовых он не превращается в пожизненную кабалу.
При этом официальная статистика в Германии, по признанию самих жителей, занижает реальные доходы: наличные подработки и дополнительные источники заработка в расчёты не попадают. То есть на практике автомобили доступны ещё большему числу людей.
Япония — 8 зарплат
В Японии по итогам 2024 года самым продаваемым автомобилем стала Toyota Corolla — 167 тысяч машин. Цена начинается от 2 млн иен, а комплектации для внутреннего рынка традиционно считаются одними из лучших.
После уплаты налогов средний японец располагает суммой около 255 тысяч иен в месяц, за год — более 3 млн. Таким образом, на покупку Corolla требуется порядка восьми месяцев доходов. Именно поэтому многие японцы предпочитают ещё более простые и компактные автомобили, которые приобретаются быстрее и без долгов.
Китай — 12 зарплат
В Китае после уплаты налогов у среднего жителя остаётся около 7300 юаней в месяц. Те, кто зарабатывает 5000 юаней и меньше, налогов не платят вовсе.
Самым продаваемым автомобилем в 2024 году стал лифтбек BYD Qin Plus DM. Его цена начинается от 90 тысяч юаней — примерно годовой доход. Автокредиты выдаются под ставку около 3,1% годовых, а государство активно поддерживает спрос. В результате в 2024 году в КНР было продано более 23 млн новых автомобилей.
На этом фоне Россия выглядит страной, где автомобиль снова стал маркером социального расслоения. Даже Lada Granta при реальных доходах требует около 40 зарплат. Хотя ещё 10–12 лет назад продукция из Тольятти была действительно массовой и доступной.
Число миллиардеров растёт, их состояния увеличиваются, а большинство граждан пересаживается на подержанные машины. Это не случайность и не аномалия — это следствие сложившейся экономической модели.
История уже показывала, к чему приводит ситуация, когда рост благосостояния существует только в отчётах, а реальные возможности людей сокращаются. Чем это заканчивается, известно задолго до появления Росстата.