Кроссовер Lada Azimut
«Lada Azimut – это сильно измененный Chery Tiggo 4», — написал к недавнему тексту комментарий наш постоянный читатель. И он не одинок в этом мнении.
С момента премьеры кроссовера Lada Azimut прошло полгода, но за это время новинка лишь обросла множеством мифов. Пожалуй, главный из них – что новый российский автомобиль представляет собой переделанного «китайца». Давайте разберемся в истоках этих мифов и расскажем, почему Azimut – это все-таки оригинальная разработка.
С чего все началось
После ухода Renault с АвтоВАЗа в 2022 году генеральная стратегия завода радикально изменилась. Довести до серийного состояния начатые еще с французами проекты оказалось практически не реально. В них присутствовало огромное количество импортных комплектующих, заместить которых не представлялось возможным.

Недавно вышедший на рынок седан Lada Iskra в этой истории выглядит скорее исключением из правил, поскольку на его импортозамещение ушло несколько лет (модель была почти полностью готова в 2022-м). Azimut же – это детище как раз новой стратегии АвтоВАЗа, направленной на применение собственных наработок без иностранного вмешательства.
Особенности конструкции

Сразу отметим, что экстерьер автомобиля оригинальный, хотя не исключено, что некоторые аспекты дизайна были взяты от прошлых перспективных проектов. Ну и элементы фирменного Х-дизайна тоже остались.
Техническая часть тоже полностью своя. В качестве платформы используется «растянутая тележка» Lada B, на которой базируется Lada Vesta.

Под капотом расположатся форсированные силовые агрегаты объемом 1,6 и 1,8 литра мощностью 120 и 132 л.с. соответственно. А вот трансмиссии будут китайскими – это 6-ступенчатая МКП и вариатор от фирмы WLY. Кстати, в будущем должен появиться 1,5-литровый турбомотор тоже китайского производства (мы писали об этом отдельный материал) и классический «автомат» родом из КНР. Привод пока что будет строго передним.
Некоторые опции комфорта и электронные помощники АвтоВАЗ тоже наверняка получит от восточного партнера. Подробностей пока никаких, но импортозаместить абсолютно все датчики, платы и прочие мелочи в существующих реалиях вряд ли возможно.
Главные мифы о «Ладе Азимут»
«Нива 3»?

А вот теперь стоит поговорить о самом интересном. О мифах, которые сейчас распространяются в интернете на тему происхождения Lada Azimut. Первоначально в Сети можно было увидеть множество комментариев, дескать, это переиначенный проект «Нивы 3», которая должна была стать побратимом третьего поколения Dacia Duster (в России машины семейства назывались Renault Duster). Причем встречались и мнения, мол, «завод не мог за три года создать новый кузов».
Если начать разбираться в ситуации, то этот миф может даже показаться правдивым. И правда, зачем пропадать старым наработкам, ведь их можно использовать? Только так кажется лишь на первый взгляд. Единственное, что могло достаться «Азимуту» в наследство от французов и старого проекта «Нива 3», так это некоторые обводы кузова и другие дизайнерские решения. Технически машина вообще абсолютно иная. А сомнения в том, что предприятие с собственной инженерной школой не способно за три года создать новый кузов для несколько видоизмененной, но все же выпускающейся платформы – вообще граничит с абсурдом.
Hyundai?

Куда более интересную теорию вашему покорному слуге высказали на одном из радиоэфиров, где ведущий пытался убедить, что под видом отечественного кроссовера скрывается модель Hyundai Mufasa. Несмотря на некоторую схожесть задних стоек, машины все-таки кардинально отличаются. Да и как такое партнерство можно было бы оформить в существующих реалиях – остается загадкой.
«Китаец»?
Но самыми распространенными оказались сравнения отечественного кроссовера с «китайцами». Причем вариантов очень много. Например, некоторые считают, что дефлекторы салона напоминают Changan, хотя при ближайшем рассмотрении линейки этого бренда в данной теории можно быстро разочароваться. Но самым популярным оказалось предположение, что это Chery, а конкретнее – Tiggo 4.

И это странно. При сравнении кузовов Azimut и Chery, причем всей линейки Tiggo, «китайский след» не просматривается. У Azimut кузов более стремительный, чем у любого из «тигров». А про оперение передней и задней части и вовсе говорить не приходится.
Технически все еще интереснее, благо некоторые внутренние части «Азимута» уже мелькали в СМИ. Так, если посмотреть на подкапотное пространство, багажное отделение и ходовую часть, то сходства с продукцией Chery найти будет очень сложно. Чего не скажешь про сравнение с базовой Lada Vesta.

Аргументом в пользу версии о создании Azimut из Chery, конечно, мог бы стать тот факт, что китайский производитель был партнером АвтоВАЗа по проекту Xcite, машины которого собирали в Санкт-Петербурге. Впрочем, эта теория быстро разваливается, если вспомнить, чем для обеих сторон закончилось такое партнерство. Lada Azimut в лучшем случае сможет получить от Chery разве что 1,5-литровый турбомотор, который, по всей видимости, локализуют в Калуге для бренда Tenet. Но и в этом есть некоторые сомнения.
Самый анекдотичный миф мы оставили «на сладкое». Это крепление колес. У Lada Azimut колёса посажены на пять болтов, в то время как у «Весты» и «Искры» – на четыре. Якобы этот аргумент как раз ставит под сомнение отечественное происхождение проекта и намекает на китайскую родословную. Что ж… Почему-то такого рода комментаторы совсем в упор не замечают еще с 2023 года выпускаемую линейку Lada Vesta NG Sportline с пятиболтовыми креплениями колес… А в целом такое крепление появилось еще в 2018 году на первых Lada Vesta Sport. Неужели уже тогда Vesta перешла на китайскую платформу? Абсурд!

Все точки над Azimut
Несмотря на все сложности, которые обрушились на АвтоВАЗ, отечественный завод все еще способен заниматься инжинирингом. Да, назвать Azimut полностью новой разработкой будет натяжкой, поскольку в основе модели лежали уже существующие технические решения. По факту действительно новым здесь можно назвать кузов и интерьер. А все остальное либо измененное, либо и вовсе взятое без изменений от других Lada.

Будет ли китайский след в новом кроссовере? Определенно. И речь не только про турбомотор и трансмиссии, которые АвтоВАЗу взять просто неоткуда. В первую очередь это касается разного рода чипов, электроники и многого другое, чего не увидит обычный автомобилист. Впрочем, использование иностранных комплектующих – в целом общемировая практика. Так поступают многие большие концерны. Например, можно вспомнить некоторые электромобили Toyota, использующие китайские компоненты BYD, или Audi, которая внедрила чипы и софт китайского IT-гиганта Huawei в новое семейство A5.
Андрей ТРУБИН (@chinamashina)