Дилерский центр марки Exeed в Китае / фото из соцсети
Китай решил остановить длящуюся с 2022 года «ценовую войну» на автомобильном рынке. С помощью этого шага правительство рассчитывает стабилизировать конкуренцию и снизить риски как для потребителей, так и для дилеров и производителей. Изучаем, к чему это приведёт.
Напомним, что «ценовая война» в Китае началась в 2022 году. Тогда противостояние Tesla и BYD втянуло всю автоиндустрию КНР в жёсткую конкуренцию. В результате автопроизводители один за другим стали снижать стоимость своих машин. Этот процесс идёт до сих пор.
В 2025 году от финансовой нагрузки стали страдать дилеры. Только 30% из них смогли удержаться в рамках прибыльной деятельности. По этой причине китайская ассоциация автомобильных дилеров (CADA) обратилась за поддержкой государства. И теперь в Китае появился законопроект, призванный положить конец ценовому противостоянию.
Как Китай остановит «ценовую войну»

12 декабря государственное управление по регулированию рынка КНР выпустило законопроект под названием «Рекомендации по соблюдению правил ценообразования в автомобильной промышленности». Это – пока не принятый закон, а открытый для публичного обсуждения документ. Тем не менее, он достаточно детализирован. В нём 5 глав и 27 статей.
Наибольшее внимание в тексте законопроекта уделяется ценовой политике автопроизводителей. Из положений следует, что производители должны заранее согласовывать скидки с дилерами, уважая принципы равноправного сотрудничества. Автокомпаниям запрещается продавать автомобили и их компоненты дешевле себестоимости и искажать цены своей продукции.

В тексте законопроекта поясняется, что себестоимость автомобилей включает не только производственные затраты. В расчёте должны учитываться административные, финансовые и прочие расходы. Они должны формировать цену, указанную в счёте, по которому производитель продаёт автомобили дилерам.
К дилерам также есть ряд требований. Они должны давать полную информацию об автомобилях в шоурумах. Она включает не только цену продажи, но и все основные характеристики машин. Обязательным станет и прописывание каждого дополнительного аксессуара, установленного на товарный автомобиль. Также дилеры будут достоверно и в полном объёме отражать условия акций и скидочных предложений.

Для соблюдения указанных требований госуправление по регулированию рынка предлагает внедрить ряд механизмов в деятельность компаний. В случае обнаружения нарушений автопроизводители и дилеры будут подвергнуты санкциям, включая штрафы.
К чему приведёт законопроект
Ряд крупных автомобильных компаний уже публично выступил в поддержку нового законопроекта. Одним из первых производителей, высказавшихся в пользу принятия таких правил, стал долго «разгонявший» ценовое противостояние BYD. Затем к нему присоединились в Chery, GWM, BAIC, Nio и Xpeng.

Судя по положительной публичной реакции, будущее законопроекта уже предопределено. С наибольшей вероятностью он вступит в силу в ближайшее время. И это может привести к заметному повышению цен. Ведь ранее китайские дилеры сообщали, что им приходится продавать машины на 15% ниже закупочной стоимости.
Здесь стоит вспомнить, что с 2026 года в Китае произойдёт ослабление мер поддержки сегмента автомобилей на новых источниках энергии. На них будет снижена компенсация налога на покупку. Этот фактор также повлечёт за собой повышение цен. В результате может оказаться, что в ходе 2026 года ряд китайских автомобилей может прибавить в стоимости.

На российском рынке данная проблема также отразится. И здесь важным будет ещё один фактор – новые правила экспорта б/у машин возрастом менее 6 месяцев за пределы Китая. С января на эту операцию потребуется разрешение производителя. Это правило растянет время ожидания купленного через альтернативные каналы импорта автомобиля и увеличит его цену. А упомянутые выше факторы дополнительно поднимут стоимость.
Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)